Многие люди ассоциируют слово «харассмент» с сексуальным преследованием и неприличным интересом. Причиной тому являются новости о насилии и домогательствах, которые получают широкий общественный резонанс. Согласно исследованиям Международной организации труда, жертвами харассмента на работе становятся люди обоих полов — нечто подобное случалось с 18,6% женщин и 17,3% мужчин.
В английском языке понятие harassment обозначает разные формы физического и эмоционального насилия — от манипулирования, газлайтинга и травли до других способов психологического унижения. Из статьи вы узнаете, что включает в себя этот термин, каким образом вычислить агрессора и как при этом действовать жертве и работодателю.
Причиной бурного обсуждения в обществе темы насилия и самого понятия «харассмент» стало громкое судебное разбирательство по делу американского продюсера Харви Вайнштейна. В октябре 2017 года более 80 женщин сделали заявление о сексуальных домогательствах с его стороны. Именно эти обращения стали основой движения #metoo. Во время кампании сотни жертв насилия рассказали свои истории, поэтому проблема вызвала заметный интерес.
Корни психологии harassment уходят в патриархальные устои, при которых власть находится в руках более сильного. Жертвы тирана зачастую не просят помощи. Они просто не верят, что закон защитит их от насильника, особенно если последний является влиятельным человеком.
Показательной историей стали обвинения журналисток в адрес политика Леонида Слуцкого. По утверждениям одной из них, телепродюсера, депутат Госдумы соглашался участвовать в съемках только после совместного ужина: «Как только он пришел на эфир, сразу попытался поцеловать меня в губы и потрогал за ягодицы». Несмотря на заявления женщин, органы не выявили нарушений в действиях представителя власти и быстро замяли историю.
Согласно данным Международной организации труда, на конец 2022 года 17,9% мужчин и женщин во всем мире стали жертвой сексуальных домогательств на рабочем месте, а к 8,5% применялась физическая сила.
У современных работодателей уходит большое количество сил на формирование привлекательного имиджа компании. Они создают атмосферу взаимного уважения в коллективе, внедряют систему мотивации персонала, разрабатывают кодекс корпоративной этики. Но одно обвинение в харассменте перечеркивает весь их труд.
После столкновения с физическим или психологическим насилием работник способен предать дело огласке и предъявить обвинение насильнику.
В большинстве случаев случаи домогательства не бывают единичными. Если не принять меры, насильник и дальше станет притеснять жертву.
Самой большой ошибкой в этом случае будет игнорирование руководством жалоб пострадавшего. Такое отношение скажется не только на жертве, но и на всем коллективе, так как члены команды почувствуют себя незащищенными. Подчиненные перестанут доверять начальнику и уважать его.
Харассмент становится причиной появления у жертвы повышенной тревожности, депрессии, посттравматического синдрома и других психических расстройств. Это происходит как из-за самого факта насилия, так и его последствий. У пострадавших появляется страх увольнения: они боятся, что их обвинят в произошедшем и осудят за намеренно спровоцированную ситуацию.
Следовательно, от харассмента напрямую зависят мотивация и моральное состояние команды: сотрудник, который чувствует себя незащищенным, не будет работать продуктивно. А если жертва не говорит о случившемся, ситуация может повториться.
Ее причина кроется в плохой эмоциональной атмосфере в коллективе. Сотрудник не будет работать в компании, где подвергается домогательствам, психологическому или физическому насилию.
Информация о случившемся может спровоцировать массовые увольнения или серьезное противостояние команды с руководителем. Со временем ситуация выйдет за пределы компании. Для предотвращения подобных случаев руководителю необходимо урегулировать конфликт. Агрессор должен понести наказание, а жертва — получить поддержку. Кроме того, потребуется проведение профилактического тренинга, который повысит осведомленность сотрудников о проблеме харассмента.
Заменить нескольких уволившихся сотрудников легко. Но из-за постоянной текучки кадров в компании могут начаться крупные финансовые проблемы. Найм новых членов команды подразумевает затраты на рекрутинг. Кроме того, специалистам необходимо время, чтобы освоиться и нарастить продуктивность.
Также организации грозят репутационные потери. Уволившиеся сотрудники часто делятся отрицательными отзывами о работодателе со знакомыми и друзьями или размещают их в сети интернет. Это подрывает имидж компании на рынке труда. На реабилитацию потребуется очень много времени и сил.
Американская комиссия по равным возможностям при трудоустройстве дала определение этому понятию. Harassment — объективно устрашающая, враждебная или оскорбительная для людей рабочая обстановка. И речь не о мелких обидах, недомолвках и личной неприязни.
В большинстве компаний не существует запрета на романы между сотрудниками. Однако отношения, при которых начальник демонстрирует интерес к подчиненному, обе стороны не всегда воспринимают как равные. Нередки случаи, когда член коллектива с более низким статусом соглашается на ухаживания из опасения за свое положение и таким образом втягивается в нежелательную связь.
Именно поэтому в некоторых организациях строго запрещаются романы между коллегами. Например, в 2019 году из McDonald's пришлось уволиться исполнительному директору Стиву Истербруку. Поводом стала связь с одной из подчиненных. В 2018 по такой же причине от должности был освобожден гендиректор Intel Брайан Кржанич.
Согласно регламенту компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России, если приглашение коллеги на свидание не стало самим свиданием, ухаживания следует прекратить.
Однако в некоторых случаях харассментом можно считать даже единичные инциденты:
Поведение, которое нарушает границы другого человека и вызывает у него чувство унижения и страха — это реальная угроза для членов коллектива и самой организации. Даже закрепление в корпоративном уставе правил отношений в компании не является гарантией их выполнения. Руководство должно знать, как предупредить опасные ситуации, и что делать в случае возникновения прецедента.
Для пресечения харассмента необходимо:
Благодаря сбору мнений и отзывов команда растет и развивается. Кроме того, анонимные опросы сотрудников позволяют выявить случаи harassment.
Каждый член коллектива должен знать нормы поведения. Обратитесь к специалисту по проведению тренингов — он объяснит, как распознавать харассмент. Подчиненные должны быть уверены, что руководитель выслушает их жалобы, накажет агрессора и займет сторону жертвы. Благодаря хорошим отношениям с начальством в команде не возникнут внутренние конфликты и сотрудники будут чувствовать себя в безопасности.
Даже если у подчиненного хорошие отношения с начальником, ему будет проблематично рассказать о домогательствах. Именно поэтому в штате многих компаний есть психолог. Этот человек становится доверенным лицом при решении конфликтов и помогает справиться со случаями сексуальных преследований.
Руководители таких компаний знают порядок действий в подобных ситуациях. Кроме того, во многих организациях работает анонимная служба доверия.
Еще одним способом защиты от харассмента в команде является повышение осведомленности об этой проблеме и поддержка культуры открытости.
Однако с помощью даже самой прогрессивной HR-стратегии невозможно понять мотивы всех сотрудников. Для решения этой задачи стоит обратиться к современным IT-технологиям. Программы оценят действия пользователей и помогут минимизировать опасные инциденты, в том числе, harassment.
«ИНСАЙДЕР» — это сервис, который контролирует персонал на рабочих местах. Система автоматически отмечает инциденты, делает скриншоты и мониторит деятельность пользователей в интернете. А также распознает запрещенные действия сотрудников за ПК, в том числе случаи, которые выходят за рамки деловых отношений.
Особая роль в этом отводится кейлоггеру — он отслеживает все нажатия на клавиатуре. Если ввести «тревожные» слова, например, «секрет», «свидание», «приставать», «трогать», «домогаться», то ПО автоматически отметит в ежедневных отчетах их использование членами команды и сделает скриншоты.
Харассмент является серьезной проблемой, которая может возникнуть в любой компании. Если игнорировать случаи домогательств и насилия, начнутся большие финансовые и репутационные потери. Но благодаря повышению осведомленности персонала и формированию атмосферы доверия в коллективе, вы своевременно распознаете харассмент и окажете помощь жертве.