Получить демо-доступ
Получить демо-доступ
Подтвердите, что вы не робот
Начать бесплатно

Как выявить харассмент в рабочей обстановке

#Бренд и репутация
#Для сотрудника
#Управление персоналом

Многие люди ассоциируют слово «харассмент» с сексуальным преследованием и неприличным интересом. Причиной тому являются новости о насилии и домогательствах, которые получают широкий общественный резонанс. Согласно исследованиям Международной организации труда, жертвами харассмента на работе становятся люди обоих полов — нечто подобное случалось с 18,6% женщин и 17,3% мужчин.

В английском языке понятие harassment обозначает разные формы физического и эмоционального насилия — от манипулирования, газлайтинга и травли до других способов психологического унижения. Из статьи вы узнаете, что включает в себя этот термин, каким образом вычислить агрессора и как при этом действовать жертве и работодателю.

Предыстория

Причиной бурного обсуждения в обществе темы насилия и самого понятия «харассмент» стало громкое судебное разбирательство по делу американского продюсера Харви Вайнштейна. В октябре 2017 года более 80 женщин сделали заявление о сексуальных домогательствах с его стороны. Именно эти обращения стали основой движения #metoo. Во время кампании сотни жертв насилия рассказали свои истории, поэтому проблема вызвала заметный интерес.

Корни психологии harassment уходят в патриархальные устои, при которых власть находится в руках более сильного. Жертвы тирана зачастую не просят помощи. Они просто не верят, что закон защитит их от насильника, особенно если последний является влиятельным человеком.

Харассмент

Показательной историей стали обвинения журналисток в адрес политика Леонида Слуцкого. По утверждениям одной из них, телепродюсера, депутат Госдумы соглашался участвовать в съемках только после совместного ужина: «Как только он пришел на эфир, сразу попытался поцеловать меня в губы и потрогал за ягодицы». Несмотря на заявления женщин, органы не выявили нарушений в действиях представителя власти и быстро замяли историю.

Согласно данным Международной организации труда, на конец 2022 года 17,9% мужчин и женщин во всем мире стали жертвой сексуальных домогательств на рабочем месте, а к 8,5% применялась физическая сила.

Опасность harassment в коллективе

У современных работодателей уходит большое количество сил на формирование привлекательного имиджа компании. Они создают атмосферу взаимного уважения в коллективе, внедряют систему мотивации персонала, разрабатывают кодекс корпоративной этики. Но одно обвинение в харассменте перечеркивает весь их труд.

После столкновения с физическим или психологическим насилием работник способен предать дело огласке и предъявить обвинение насильнику.

Нестабильного эмоционального состояния персонала

В большинстве случаев случаи домогательства не бывают единичными. Если не принять меры, насильник и дальше станет притеснять жертву.

Самой большой ошибкой в этом случае будет игнорирование руководством жалоб пострадавшего. Такое отношение скажется не только на жертве, но и на всем коллективе, так как члены команды почувствуют себя незащищенными. Подчиненные перестанут доверять начальнику и уважать его.

Последствия харассмента

Харассмент становится причиной появления у жертвы повышенной тревожности, депрессии, посттравматического синдрома и других психических расстройств. Это происходит как из-за самого факта насилия, так и его последствий. У пострадавших появляется страх увольнения: они боятся, что их обвинят в произошедшем и осудят за намеренно спровоцированную ситуацию.

Следовательно, от харассмента напрямую зависят мотивация и моральное состояние команды: сотрудник, который чувствует себя незащищенным, не будет работать продуктивно. А если жертва не говорит о случившемся, ситуация может повториться.

Текучки кадров

Ее причина кроется в плохой эмоциональной атмосфере в коллективе. Сотрудник не будет работать в компании, где подвергается домогательствам, психологическому или физическому насилию.

Информация о случившемся может спровоцировать массовые увольнения или серьезное противостояние команды с руководителем. Со временем ситуация выйдет за пределы компании. Для предотвращения подобных случаев руководителю необходимо урегулировать конфликт. Агрессор должен понести наказание, а жертва — получить поддержку. Кроме того, потребуется проведение профилактического тренинга, который повысит осведомленность сотрудников о проблеме харассмента.

Потери репутации и появления финансовых рисков

Заменить нескольких уволившихся сотрудников легко. Но из-за постоянной текучки кадров в компании могут начаться крупные финансовые проблемы. Найм новых членов команды подразумевает затраты на рекрутинг. Кроме того, специалистам необходимо время, чтобы освоиться и нарастить продуктивность.

Также организации грозят репутационные потери. Уволившиеся сотрудники часто делятся отрицательными отзывами о работодателе со знакомыми и друзьями или размещают их в сети интернет. Это подрывает имидж компании на рынке труда. На реабилитацию потребуется очень много времени и сил.

Признаки харассмента

Американская комиссия по равным возможностям при трудоустройстве дала определение этому понятию. Harassment — объективно устрашающая, враждебная или оскорбительная для людей рабочая обстановка. И речь не о мелких обидах, недомолвках и личной неприязни.

В большинстве компаний не существует запрета на романы между сотрудниками. Однако отношения, при которых начальник демонстрирует интерес к подчиненному, обе стороны не всегда воспринимают как равные. Нередки случаи, когда член коллектива с более низким статусом соглашается на ухаживания из опасения за свое положение и таким образом втягивается в нежелательную связь.

Отличительные черты харассмента

Именно поэтому в некоторых организациях строго запрещаются романы между коллегами. Например, в 2019 году из McDonald's пришлось уволиться исполнительному директору Стиву Истербруку. Поводом стала связь с одной из подчиненных. В 2018 по такой же причине от должности был освобожден гендиректор Intel Брайан Кржанич.

Согласно регламенту компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России, если приглашение коллеги на свидание не стало самим свиданием, ухаживания следует прекратить.

Однако в некоторых случаях харассментом можно считать даже единичные инциденты:

  • неприемлемые шутки;
  • манипуляции и угрозы;
  • навязчивые предложения общения во внерабочее время;
  • двусмысленные намеки, приставания и неприемлемость отказа.

Способы пресечения harassment

Поведение, которое нарушает границы другого человека и вызывает у него чувство унижения и страха — это реальная угроза для членов коллектива и самой организации. Даже закрепление в корпоративном уставе правил отношений в компании не является гарантией их выполнения. Руководство должно знать, как предупредить опасные ситуации, и что делать в случае возникновения прецедента.

Для пресечения харассмента необходимо:

Опрашивать подчиненных

Благодаря сбору мнений и отзывов команда растет и развивается. Кроме того, анонимные опросы сотрудников позволяют выявить случаи harassment.

Повышать информированность

Каждый член коллектива должен знать нормы поведения. Обратитесь к специалисту по проведению тренингов — он объяснит, как распознавать харассмент. Подчиненные должны быть уверены, что руководитель выслушает их жалобы, накажет агрессора и займет сторону жертвы. Благодаря хорошим отношениям с начальством в команде не возникнут внутренние конфликты и сотрудники будут чувствовать себя в безопасности.

Меры пресечения харассмента

Формировать культуру доверия в коллективе

Даже если у подчиненного хорошие отношения с начальником, ему будет проблематично рассказать о домогательствах. Именно поэтому в штате многих компаний есть психолог. Этот человек становится доверенным лицом при решении конфликтов и помогает справиться со случаями сексуальных преследований.

Руководители таких компаний знают порядок действий в подобных ситуациях. Кроме того, во многих организациях работает анонимная служба доверия.

Еще одним способом защиты от харассмента в команде является повышение осведомленности об этой проблеме и поддержка культуры открытости.

Однако с помощью даже самой прогрессивной HR-стратегии невозможно понять мотивы всех сотрудников. Для решения этой задачи стоит обратиться к современным IT-технологиям. Программы оценят действия пользователей и помогут минимизировать опасные инциденты, в том числе, harassment.

«ИНСАЙДЕР» — это сервис, который контролирует персонал на рабочих местах. Система автоматически отмечает инциденты, делает скриншоты и мониторит деятельность пользователей в интернете. А также распознает запрещенные действия сотрудников за ПК, в том числе случаи, которые выходят за рамки деловых отношений.

Особая роль в этом отводится кейлоггеру — он отслеживает все нажатия на клавиатуре. Если ввести «тревожные» слова, например, «секрет», «свидание», «приставать», «трогать», «домогаться», то ПО автоматически отметит в ежедневных отчетах их использование членами команды и сделает скриншоты.

Харассмент является серьезной проблемой, которая может возникнуть в любой компании. Если игнорировать случаи домогательств и насилия, начнутся большие финансовые и репутационные потери. Но благодаря повышению осведомленности персонала и формированию атмосферы доверия в коллективе, вы своевременно распознаете харассмент и окажете помощь жертве.