Развитие компании зависит от профессионализма сотрудников, росту которого способствуют тренинги по повышению квалификации, мастер-классы и воркшопы.
Сегодня многие руководители считают, что лучше принять на работу вчерашнего студента и сделать его экспертом, чем нанимать готового специалиста. Во-первых, найти профессионала трудно. Во-вторых, у таких людей высокие зарплатные требования. А сотрудник с большим стажем, который «вырос» в компании, знает внутренние процессы и сможет показать максимальную производительность в своей сфере.
Из статьи вы узнаете об эффективных методах развития персонала и особенностях их применения на практике.
По мнению работодателей, самыми эффективными способами профессионального развития сотрудников являются:
Такие популярные инструменты повышения квалификации персонала реализуются в разных форматах — от многочасовых встреч и лекций до практических занятий и классных подкастов от профессионалов.
Групповое обучение считается наиболее эффективным. Благодаря таким занятиям сплачивается коллектив и сотрудники учатся работать вместе. Кроме того, метод позволяет изучать новые технические процессы и подтягивать soft skills.
Тренинги бывают двух видов:
Формальные. Местом проведения таких занятий становится офис, аудитория или класс. Иногда они реализуются в онлайн-формате под руководством бизнес-тренера. Метод помогает персоналу овладевать новыми инструментами и в дальнейшем использовать их в работе.
Процесс происходит добровольно или по распоряжению руководства. При выполнении чужих задач сотрудники видят бизнес под другим углом. Такой практический опыт способствует развитию новых навыков и росту компетенций.
Благодаря перераспределению обязанностей работники становятся более гибкими и повышают уровень знаний, а руководители выявляют мотивированных подчиненных.
Выделяют следующие виды ротации задач:
Горизонтальная. Смена обязанностей между коллегами позволяет избежать рутины и приобрести новый опыт.
Вертикальная. Выполнение сложных задач — своеобразная тренировка перед повышением
В первой ситуации начальники или более опытные члены коллектива опекают новичков. К плюсам такого подхода можно отнести оперативную передачу друг другу навыков, умений и знаний. Что касается минусов наставничества, эффективность ключевых сотрудников снижается из-за затрат их времени и сил на учеников. Кроме того, менее опытные члены коллектива просто копируют навыки учителей. Они же вырабатывали их собственными усилиями.
Коучинг и наставничество являются действенными инструментами быстрого обучения специальным навыкам. Наибольшую эффективность эти методы показали при работе с менеджерами нижнего и среднего звена.
Задачи наставника заключаются в передаче узконаправленных знаний и собственного опыта подопечному, рассказе о подводных камнях, плюсах и минусах профессии, а также изучении сильных и слабых сторон нового сотрудника.
На таких мероприятиях встречаются специалисты одной сферы — там они получают новые знания и обмениваются опытом.
Также благодаря спикерам на семинарах и конференциях формируются тенденции бизнеса на следующие двенадцать месяцев, поднимается уровень мотивации и развивается навык коммуникации членов команды.
Инструмент позволяет понять, насколько квалификация сотрудника соответствует занимаемой им должности. Метод пользуется популярностью у руководителей крупных компаний и корпораций, например, Google. Они собирают и анализируют информацию об атмосфере в коллективе, а затем дают обратную связь подчиненным.
Благодаря этому способу участники видят свои сильные и слабые стороны, что позволяет им улучшать компетенции. Инструмент используется для оценки не только профессиональных, но и «мягких» навыков: тактичности, лидерских качеств и так далее. Минусом способа является его энергозатратность — на сбор и анализ информации уходит много времени.
Например, система мониторинга «ИНСАЙДЕР» помогает сотрудникам сохранять концентрацию и улучшать самоорганизацию. Она автоматически отслеживает активность и фиксирует фактически отработанное время, благодаря чему у подчиненных просто не возникает желания отвлекаться на посторонние дела. Кроме того, система формирует отчетность, которая позволяет руководству увидеть слабые и сильные стороны членов команды и оценить их эффективность.
Среди ключевых возможностей «ИНСАЙДЕРа»:
подсчет времени занятости сотрудников и фиксация периодов, когда они бездельничают;
контроль подозрительных действий членов команды;
предупреждение инцидентов, которые способны принести вред компании;
уведомление сотрудника о нарушении с целью исправления ситуации.
«ИНСАЙДЕР» работает в автономном режиме, помогает членам команды стать более организованными и эффективными.