Получить демо-доступ
Получить демо-доступ
Подтвердите, что вы не робот

Agile для роста бизнеса: прогрессивнее, чем KPI

#Контроль бизнес-процессов
#Для сотрудника
#Управление персоналом

Сегодня большинство компаний управляют проектами по Agile. Эта методология уверенно вытесняет традиционные подходы, в основе которых лежит KPI. В данной статье мы расскажем о причинах популярности Agile, его отличиях от Scrum и инструментах контроля сотрудников.

Что такое Agile

Agile — это не просто методика управления или конкретная практика. Это целый комплекс подходов и инструментов, которые позволяют оптимизировать бизнес-процессы.

Ключевой принцип Agile — гибкость в реализации проектных задач. Эта концепция возникла в Кремниевой долине в условиях стремительной смены трендов. Традиционные способы прямого управления оказались неэффективными, и Agile стал их альтернативой.

Agile и Scrum — в чем разница

Отличия между этими понятиями объяснить легко. Agile — это методология, которую современные компании используют в качестве основы для своего развития. Scrum — структурный подход и один из инструментов Agile.

Согласно Scrum, проектом управляет универсальная команда из разработчиков, тестировщиков, DevOps-инженеров, дизайнеров и других специалистов. Это практически устраняет необходимость во взаимодействии между подразделениями. К команде проекта обязательно присоединяется product owner — куратор, «владелец продукта», и скрам-мастер — организатор работы, который отвечает преимущественно за распределение и статус выполнения задач.

Agile и Scrum

Процессы в Scrum основаны на спринтах — периодах от 7 до 30 дней. Чаще всего эти промежутки составляют 2 недели, но их длительность зависит от специфики команды и проекта. Для каждого спринта формируют определенные задачи, результаты выполнения которых оценивают в конце периода. После подведения итогов начинается новый спринт.

Принципы Agile

Манифест Agile содержит следующие ключевые тезисы:

  • удовлетворение потребностей клиента — в приоритете;

  • пересмотр требований по ходу работы является нормальными;

  • команда разработки и заказчики со стороны бизнеса должны тесно сотрудничать;

  • рабочие версии продукта необходимо выпускать регулярно;

  • важно мотивировать всех специалистов;

  • личное общение — самый эффективный метод коммуникации;

  • работающий продукт — это доказательство прогресса;

  • самоорганизация помогает команде находить лучшие решения;

  • лишняя работа указывает на неэффективность.

Некоторые из этих принципов противоречат традиционным подходам к контролю и управлению. Так, самостоятельная организация процессов и отсутствие строгой иерархии стали нормой для современного бизнеса, что снова ставит перед некоторыми компаниями вопрос о необходимости введения KPI.

Почему KPI теряет актуальность

Преимущества системы KPI постепенно снижаются, и причина этому — изменения в социуме, рынке и методах управления бизнесом. В 1954 году теоретик менеджмента Питер Друкер предложил концепцию ключевых показателей продуктивности. Согласно ей, работники выполняют конкретный объем задач, а для каждого специалиста, проекта или подразделения компания рассчитывает ключевые показатели. Они позволяют определить, справляется сотрудник или подразделение или нет.

Однако главный недостаток KPI — негибкость. Этот подход был в тренде в 1950-х годах, когда долгосрочное планирование было нормой на рынке. Бизнес мог вкладывать ресурсы в разработку KPI, доводить их до сотрудников и контролировать выполнение показателей.

Недостатки KPI

Сегодня рынок находится в состоянии быстрой смены трендов. KPI часто не отражают реальный уровень эффективности персонала и быстро устаревают. Поэтому компании выбирают другие подходы к организации процессов.

Что ждут от сотрудников сегодня

KPI помещают специалистов в строгие рамки, что в итоге влияет на коммерческий успех всего бизнеса. Например, для менеджера по продажам ключевым показателем станет количество новых договоров на закупки. Сотрудник будет стараться привести в компанию как можно больше клиентов, что скажется на росте производительности работников производства. При этом затраты на замену инструментов и техническое обслуживание оборудования также увеличатся, и в результате рентабельность предприятия упадет.

Опыт показывает, что KPI — это промежуточный этап, который лишь косвенно связан с требованиями работодателя. У любого бизнеса всегда есть четкие цели — получение прибыли, снижение издержек и так далее. Agile учитывает эти принципы и динамичность рынка. Здесь действует правило: определять краткосрочные цели, достигать результатов и снова ставить новые задачи. В результате важны не абстрактные показатели, а конкретный результат и удовлетворенность работой как самих сотрудников, так и руководителей и клиентов.

Контроль без KPI

Agile-подход основан на командной деятельности с акцентом на достижение конкретных результатов. В рамках спринта сотрудники стремятся достичь определенной цели — например, ускорить работу сайта на 50%. Каждую неделю команда обсуждает результаты на общих собраниях — митапах, а в конце срока подводят итоги.

Agile предполагает активное участие сотрудников в процессе и их личную ответственность за успешность продукта. Перед отказом от KPI и переходом на новую концепцию управления стоит учесть этот фактор. Даже при использовании Agile-методологии некоторые специалисты могут пытаться перекладывать часть своей работы на коллег, поэтому мониторинг все равно необходим.

Переход на Agile

Для грамотного управления без нарушения принципов самоорганизации можно использовать методы косвенного контроля. Например, система мониторинга ИНСАЙДЕР предоставляет руководителю данные о том, насколько активно каждый сотрудник выполняет свои задачи, сколько времени тратит на них, какие сайты и приложения использует в течение дня, а также общее количество отработанных часов. Важно, что у программы есть скрытый режим, поэтому специалисты не испытывают дискомфорта от наблюдения.

ИНСАЙДЕР помогает контролировать внутренние процессы без введения KPI. Более того, эту систему можно использовать как платформу для самостоятельного управления внутри команды — например, предоставлять сотрудникам доступ к отчетам об активности группы. Прозрачность повышает ответственность и дисциплинированность работников, укрепляет доверие к руководителю и одновременно улучшает общие результаты.